Всероссийская акция Общероссийского Профсоюза образования "Читаем Ушинского".
05.03.2023
Всероссийская акция Общероссийского Профсоюза образования "Читаем Ушинского".
Читает: Шестопалов Алексей Юрьевич, учитель истории и обществознания,
Беседина Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы,
Кузнецова Маргарита Олеговна, учитель английского языка.
2 марта 2023 года мы отмечаем 200-летие со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского — основоположника научной педагогики в России. Символично, что юбилейная дата совпадает с объявленным в нашей стране Годом педагога и наставника.
К.Д.Ушинский — автор множества педагогических трудов, известных не только в России, но и за рубежом. Среди них особое место занимают первые массовые учебники по начальному обучению — «Родное слово» и «Детский мир. Хрестоматия».
В честь юбилея великого педагога делимся его основными педагогическими идеями:
* Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины имеют такое же право на образование, как и мужчины.
* Обучение — не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть сознательным.
* Обучение должно быть системным и последовательным. От конкретного — к отвлечённому, от знакомого — к незнакомому, от единичного — к сложному, от частного — к общему. И важно научить применять знания на практике, оперировать ими в разных ситуациях.
* Задача первоначального обучения — сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение — всё-таки труд.
* Главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение — лишь средство воспитания.
* Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться в университете, опираясь на науку.
Возможно, вам покажется, что все это понятно и даже банально. Но в те времена это был прорыв и новация. Кстати, сейчас это актуально. Читаем классика!